-- 1-ая ступень: талант

Человек понимает, что он может писать. Это может быть школьное сочинение, не скаченное из Интернета, заметка в газету, стих, рассказ – все, что дает простор для творчества и позволяет выражать свои мысли и эмоции. «Талант» может так и остаться на всю жизнь «талантом», написав 2-3 вещи, а может подняться на следующую ступень. Тогда он уже будет…

2-я ступень: новичок

Это уровень пробы пера. У автора еще нет своего стиля, он пишет больше по шаблонам или, наоборот, в противовес шаблонам – хочет казаться оригиналом. Но он пишет! Друзья и родственники с восторгом хвалят его творения, но когда автор показывает их более широкой публике, пытается опубликовать – отзывы чаще всего бывают не столь лестными. Иногда автор на этом и останавливается, плюет на литературу, забывает о своих экспериментах и погружается в повседневную суету. А иногда он понимает, что способен на больше. И он становится…

3-я ступень: ученик

На этой ступени начинающие авторы делаются студентами литвузов, посещают курсы, кружки, студии, читают специальную литературу – одним словом, учатся. «Ученики» – это люди, которые хотят писать и знают, зачем им это нужно: хотят стать хорошими известными писателями, зарабатывать деньги на сочинительстве, просто хотят грамотно владеть словом и т.п. – у каждого своя цель. «Ученики», как правило, с удовольствием воспринимают конструктивную критику, пробуют работать в разных стилях и жанрах, много пишут, участвуют в различных конкурсах и очень радуются положительным рецензиям, которые дают веру в себя. Если «ученик» не ломается на полпути, он получает множество полезных навыков, у него уже почти выработался свой стиль. Он готов идти дальше. Он уже чуть больше, чем ученик. Он…

4-я ступень: подмастерье

«Подмастерье» - это ученик с опытом. Он хорошо владеет словом, пишет грамотные, добротные тексты. Он распознает стилистические ошибки, способен отличить стоящие работы от ширпотреба. Он уже очень хочет признания, он понимает, что достиг определенного уровня. Но зачастую в его работах не хватает глубины, они поверхностны, хотя и выполнены качественно и вполне умело. «Подмастерье» активно общается с коллегами по цеху, он чувствует себя крайне комфортно в среде единомышленников. Уровень «подмастерья» – это уже хороший уровень. Это уровень графоманов со стажем, тех, для кого сочинительство – хобби, отдушина, возможность для самовыражения. Множество прекрасных «подмастерьев» печатаются на прозе.ру и других сетевых ресурсах. Дальше подниматься вовсе не обязательно. Однако, если автор все же решиться, то через некоторое время он неизбежно станет…

5-я ступень: мастер

Мастер слова – это автор, уверенный в себе. Уверенность подтверждают победы в ряде серьезных литературных конкурсов, высокий рейтинг на прозе.ру и подобных сайтах, наличие нескольких опубликованных книг, сложившийся круг читателей, отличный стиль письма, интересные сюжеты. Быть «Мастером» почетно – многие «Мастера» – это члены Союза Писателей, лауреаты серьезных премий. Но ступень под названием «Мастер» имеет один недостаток. «Мастера», как правило, неизвестны широкой публике. Для того, чтобы по-настоящему прославится, необходимо перейти на следующий уровень, который называется…

6-я ступень: Большой мастер

Имена писателей, восседающих на шестой ступени, на слуху. Их книги издаются миллионными тиражами, их хвалят критики, их любит «умная» публика. Они получают самые престижные награды – Букеровскую, Пулитцеровскую и прочие премии. Это писатели уровня Улицкой, Гришковца, Ерофеева… Их произведения – золотой фонд современной литературы. Но кого из них будут помнить лет, скажем, через сто? Трех из десяти, тех, кто однажды окажется на самом последнем, седьмом уровне, тех, кого назовут…

7-я ступень: Гений

Произведения этих писателей переживают авторов, их изучают в школах и ВУЗах, они попадают в раздел «классика». Авторы уровня «гений» - это те, кто вносит что-то новое в литературу, чьи слова ярче и правдоподобнее передают события эпохи, в которой жил писатель.

Конечно, можно сказать, что настоящие гении – это те, кто перескакивает на седьмую ступень сразу же, мгновенно, прямо с первой, с уровня «талант». Но… Не иллюзия ли это? Во всяком случае, для современной литературы? Когда уже трудно поразить новаторством стиля и незатертостью сюжета? Можно ли, не выучив азбуку, написать роман? Лично я очень сомневаюсь. Но стать «гением», научившись быть «мастером» или даже хорошим «подмастерье», - это, на мой взгляд, реально.

Хотя все ли стремятся быть гениями? И всем ли писателям нужна слава, деньги, признание потомков? Может быть, главное – это радость творчества? Умение услышать «голоса» в своей голове и, «легким движеньем руки», перенести их на бумагу? Умение поделиться мыслями, чувствами, радостями и тревогами? Каждому свое, Кесарю – кесарево. Главное – понять зачем ты пишешь и чего хочешь этим добиться.
Хочешь быть писателем – будь им. А вот каким писателем – хорошим или плохим – зависит от уровня притязаний, терпения и, конечно же, таланта.