Авторский стиль Толстого: «цельный и завершенный». Но на фоне пушкинского, который является гармоничным и точным, толстовский стиль несколько сложнее для восприятия, так как оказывается многоплановым, конфликтным, многоликим, содержит множество стилевых пластов, это эксперимент (например, Толстой создал свой синтаксис).

Основные пласты:

1) эпический слой;
2) лирический;
3) психоаналитический;
4) интеллектуально-философский.


Функции стиля:

1) создает иллюзию объективности (важно показать бытие);
2) создает иллюзию ценности жизни;
3) успокаивающий эффект.


По мнению Толстого, проза требует мысли (в этом он соглашается с Пушкиным). Мысль-рефлексия Толстого всегда открыта (у Пушкина – закрыта), она тяжелая, часто давит. Таким образом, стиль Толстого сложный, тягучий, тяжелый, громоздкий. Обилие придаточных, сложноподчиненных предложений, много союзов, тавтология, длинные предложения. Толстой является эпически отягощенным художником.

Толстой, Достоевский и Чехов во 2-й половине 19 века формируют свои стили, ориентируясь на стиль Пушкина. Однако возникают абсолютно разные стилевые системы. Эти стили лишены пушкинской ясности, непосредственности, чистоты, естественности. Стиль во 2-й половине 19 века зависит от авторской концепции, от особенностей видения писателем человека и действительности. Пушкинский стиль априорно выражает единство мира во всей его глубине и сложности; его художественная система родственна художественным системам Рафаэля и Моцарта.

Таким образом, литературная ситуация диктует стиль и концепции. Концепция Толстого отталкивается от того, что он – руссосист. Главная проблема творчества Толстого - противоборство «естественного» и «искусственного» в человеке. Человек для Толстого – «tabula rasa». Концепция Толстого – концепция витальная. Жизненная сила героя – предмет изображения и обсуждения у писателя. Толстого интересует направленность этой жизненной силы героя. Есть искусственные и естественные цели. От их выбора зависит жизнь героя. Неизменная этическая проблематика вытекает из витальной концепции. Нравственный человек – сильный, он счастлив в жизни. Активный герой направляет свои усилия на себя, а затем и на окружающий мир. Витальная концепция связана и с психологизмом Толстого.

Активность героя по Толстому – это внутренняя работа души. Структура произведений Толстого в том, что персонажи делятся не на главных и второстепенных, а на меняющихся (Наташа Ростова, Пьер, Андрей Болконский) и неменяющихся, статичных (связаны с искусственным началом, подчиняются коллективному началу, например, Элен, Анатоль). Лотман: герои Толстого - герои саморазвития и героя неменяющиеся. Толстой интересуется именно личностью, чьи внутренние мотивы подлежат разбору. Интересен герой, который меняется. Статичные герои Толстому неинтересны, в них нечего искать, они приобретают функцию фона. В концепции Толстого заложены истоки психологизма и «аналитизма» современного писателя.

Источник